Любой интернет-магазин получает товар на основании договора поставки, если только он сам не является частью завода-изготовителя. Это основной документ, по которому товар вообще в магазине появляется. Составляя договор поставки, нужно знать, что в любой момент он может быть представлен в суд. Поэтому все пункты нужно рассматривать, исходя именно из этого предположения.
Пункты особого внимания.
Их три:
– Предмет договора
– Качество товара
– Порядок приемки.
Предмет договора.
Нормативный документ – Гражданский Кодекс РФ, ст. 454, ст.455, ст. 465. Точное наименование и количество товара должны быть оговорены как можно более тщательно. Если суд посчитает, что свойства товара обозначены неполно, договор может быть признан незаключенным (определение ВАС РФ № 6130/09 от 22.05.2009 г.).
На практике поступают так: в договоре обязательно указывают категорию товара – сантехника, детские игрушки, одежда и тому подобное. Далее пишут, что ассортимент и количество товара обозначается в дополнительных соглашениях, счетах, накладных, заявках или других документах. Обязательно указывают, что эти дополнительные документы являются неотъемлемой частью договора, и без них – изолированно – договор рассматриваться не может.
Лучше всего на каждую партию товара заключать дополнительное соглашение, на нем должны стоять подписи обеих сторон. Если накладную, счет или заявку еще можно оспорить, то двустороннее допсоглашение — нет.
В каждом сопроводительном документе товара должны быть указаны реквизиты основного договора. Ни у кого не должно возникнуть сомнения относительно того, по какому именно договору произведена поставка данной партии.
В торговле важна оперативность, часто используются электронные средства связи. В договоре нужно указать все способы электронной связи – e-mail, логин скайпа, номер «аськи», код вибера или другие способы, если они используются. Это нужно для того, чтобы при необходимости можно было доказать факт поставки.
Качество товара.
Товар должен соответствовать образцу и описанию, указанному в договоре. Для некоторых видов продукции есть технические регламенты (ФЗ № 184 от 27.12.02 «О техническом регулировании»). В договоре нужно указывать все нормативные документы, регламентирующие качество данного товара – ТУ, региональные, национальные или международные стандарты. Если никаких подобных данных о товаре нет, нужно указать цель использования. Все должно быть предельно конкретно. Если получатель товара – в данном случае интернет-магазин – чего-то не потребовал, то поставщик может использовать любой товар, входящий в данную категорию. Суд примет сторону поставщика, потому что нет конкретных требований.
Пример. Интернет-магазину нужны игрушечные медведи. Никаких других подробностей в договоре нет. Получили 2-метровых фиолетовых страшных медведей, от которых плачут дети. Даже по суду такой товар покупатель будет обязан оплатить, потому что условия договора формально соблюдены.
Условия приемки.
Нормативный документ – ГК РФ, ст. 513 и ст.477. Все обязательные при проверке пункты должны быть записаны. Нет записи – нет обязательств. Обязательно должны быть оговорены сроки подачи претензии и извещения о недостатках. Должно быть прописано, как поступать в этом случае: если возвращать, то в какие сроки и в какой упаковке, если переделывать – то кто, если перепаковать – кто исполнитель.
Каждый пункт договора поставки требует внимания опытного юриста. Желательно, чтобы текущий контроль деятельности проводился тоже с участием юриста.