Любой вид деятельности всегда начинается с постановки цели. Это многим понятно. В начале любого пути нужно задать себе главный вопрос, а куда мы в принципе движемся? И организация бизнеса тому не исключение. Поэтому в первую очередь нужно определиться с целью управления ассортиментом. Конечно, это странно, но многие специалисты, отвечающие за управление ассортиментом, и сами не знают в чем суть их обязанностей. Они считают, что главной целью управления ассортиментом, является увеличение товарооборота, но это неверное предположение.
Мы занимаемся бизнесом, а бизнес невозможно представить без получения прибыли, либо это совсем не бизнес. Основой бизнеса считается ассортимент и управление им. Многие твердят, что самое главное в бизнесе, это покупатель и его потребности, но без прибыли мы не добьемся ничего. И удовлетворять требования покупателей тогда будут другие. Экономисты утверждают, что прибыль – это доход минус расходы. А как же управление расходами при управлении ассортиментом. Ведь ассортимент товаров, это важнейшая составляющая бизнеса. Если убрать все издержки на оборудование и помещение, налоги и прочее, то, что нам остается?
Остаются расходы на покупку, обработку и хранение товара.Товар необходимо закупить, довезти, разгрузить, потом разместить на складе потом на витрине магазина и так далее. Поэтому основная цель управления ассортиментом, это получение прибыли, при помощи формирование эффективного ассортимента.
После того как цели поставлены, остается вопрос как их достичь. Отсутствие концепции, это главная ошибка тех, кто работает с ассортиментом. Концепция ассортимента должна формулировать основные задачи и принципы, а также определять целевую аудиторию клиентов. Именно на основе данного документа и должен формироваться ассортимент.
При разработке концепции управления ассортимента, очень важно определить целевую аудиторию. Многие специалисты сталкиваются с проблемой разнонаправленности коммерческих усилий. Ассортимент магазина не нацелен на одного покупателя, на одну целевую аудиторию. Их работа не согласована, как и товарный ассортимент, который они формируют. Как итог, проблема с продажей, прибылью и товарными запасами.
Современные принципы управления ассортиментом, это те основы, которых нужно придерживаться, разрабатывая ассортиментную стратегию. Кроме того принципы управления ассортиментом, должны согласовываться с стратегией компании. Товар, предоставленный в магазине должен пользоваться спросом у покупателей, иначе его не будут покупать. Нужно также учитывать, что потребности клиентов не постоянны, они растут и изменяются. Поэтому и товарный ассортимент должен изменяться в соответствие с новыми требованиями, и даже предугадывая их появления.
Управлением ассортимента должен заниматься специалист, который знает не только теорию управления, но и умеет ею использовать, умеет аналитически мыслить, а главное принимать обдуманные и грамотные решения.
Управление ассортиментом должно давать видимые результаты, то есть увеличивать прибыль компании. Каждая позиция ассортимента должна работать на увеличение прибыли и доходности предприятия.